Главная | Регистрация | Вход | RSS   Приветствую Вас Гость!

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Сайт начал работу 20.11.2011 - закончил - 28.11.2015
Главная » 2012 » Октябрь » 5 » «Дети – как хорошо настроенное пианино»
17:51
«Дети – как хорошо настроенное пианино»
Учитель Нижнетроицкой средней школы Ольга Владимировна Авдей нравственное воспитание детей сводит к доброму примеру взрослых
В кабинете русского языка и литературы в вазе пылали астры. Заметив мой взгляд, Ольга Владимировна улыбнулась: «На втором уроке спускаюсь вниз, а там мои девочки, которые после девятого класса поступили в педколледж, – Настя Халявина и Анжела Хикматуллина. С цветами! Такое получилось радостное утро». И ещё долго рассказывала, какие они трудолюбивые, заботливые, терпеливые... Ольга Владимировна умеет увидеть в каждом что-то хорошее.

Отцовский взгляд
В семье Белозёровых (это девичья фамилия педагога) были строгие правила. Отец воспитал в детях хорошую привычку — не ныть, а сразу приниматься за порученное дело. Мама росла в большой семье , ей очень хотелось учить деток, но в силу жизненных обстоятельств пришлось выбрать другую профессию. Зато дочь Ольга, поставив цель: «Буду учителем!», с пути не сворачивала.
После окончания филфака БГУ работала в Уфе и Алтысаринске, небольшом селе в Казахстане, куда она уехала с мужем. Там школе были отданы 20 лет жизни. К детям прикипела всем сердцем, но настали трудные времена. Пришлось оставить в Казахстане квартиру и ехать на родину.

Бумажка в коридоре
Пока восьмиклассники писали диктант, я сидела на «камчатке». Рассматривала альбомы с фотографиями учеников Ольги Владимировны и перечитывала послания любимому учителю, записанные в тоненькой тетрадке.
«Я всех люблю. Жалею, что Вас, Ольга Владимировна, не было с нами. Скоро навещу, и мы с Вами поговорим. Андрей Попов». «Дождь, холод, но даже это не помешало встретиться. Давайте вместе будем строить наше счастливое будущее. Мария Черепанова (Важдаева)». «Прошло пять лет. Я стала мамой. Жду в гости. Дина Фаррахова». «Звоните в любое время. К.А.Е.»
Учитель в это время проговаривал каждое слово. И чувствовалось уважение к тем, кто её слушает, и к самому слову. Скрипнула дверь... Лёгкий взмах руки в сторону парты – для опоздавшего. Когда один из учеников затруднился при выполнении морфологического задания, вместо громогласного: «Какие ещё вопросы во время контрольной?!» педагог обратилась к классу: «Давайте поразмышляем вместе...» Через минуту ответ был найден, и мальчик продолжил работу. Гробовая тишина, конечно, облегчает жизнь педагогу. Но не Ольге Владимировне. Нельзя зажимать человека в тиски. Разве в таком состоянии может родиться творческая мысль?
– Любой урок без воспитательного момента – это не урок. Но на бумаге нельзя заранее всё спланировать. Можно взять пример из жизни учеников, оттолкнуться от какого-то события. Однажды прямо перед окнами школы убили собаку. Много было пролито слёз, и мы потом говорили о бездомных животных. Или подниму в коридоре бумажку. Хорошо, когда чисто – и в школе, и в душе. Вот и ещё один повод для разговора.
Признаётся: «Я очень строгая, но, думаю, что ребята меня не боятся. Они у меня – как хорошо настроенное пианино».
После диктанта на перемене в коридоре ребята с жаром и восторгом рассказывали об учителе: «Она самая добрая на свете. Голос не повышает никогда. Если непонятно, объяснит ещё раз, пока другие делают письменную работу. После уроков с нами остаётся. И сломанный карандаш можно поточить у её стола... Ольга Владимировна готовит с ребятами радиопередачи. Одна из них была посвящена Дню кита... Мы её просто уважаем!»

Выразительное чтение – половина успеха в письме. На полках — словари и сборники стихов.
«Спасибо, скромный
русский огонёк,
За то, что ты
в предчувствии тревожном
Горишь для тех,
кто в поле бездорожном
От всех друзей
отчаянно далёк…»
Ребята читают Рубцова, Светлова, Высоцкого... В «литературной гостиной» учитель снова и снова рассказывает о том, что поэты не рождаются случайно. Вспоминают об Ахматовой, перечитывают удивительные по красоте строчки, которые Пушкин посвятил своей жене.
– Интерес к литературе, поэзии можно пробудить через личность писателя и поэта. Прошу детей поискать в биографии, произведениях то, что их задело за живое. Перед началом урока читаем что-то из того, что нравится. Раньше дети выбирали стихи покороче, а теперь — для души. Всегда говорю: «Вы можете знать все правила, но никогда не станете грамотными, если не будете читать. Выразительное чтение – это половина вашего успеха в письме».
Любовь к поэзии воспитывается и через внимательное отношение к землякам. Наши дети знают Эдуарда Солодовникова как писателя и художника. Константина Чернова приглашаем в школу, чтобы ребята могли послушать «живого» поэта, зарядиться его положительной энергетикой. Ученики и сами пробуют писать стихи, зарисовки. У нас много способных детей, например, Ксения Попова, Влада Алёшина, Арсен Сехлян, Флюр Сальманов, Милена Чулпанова, Карина Саитова.

Спи, родной...
Одними запретами вряд ли можно добиться исправления ребёнка. Но у педагога есть выход: постоянно, небольшими порциями вносить в детскую среду нечто чистое и высокое.
– Школа – это особый мир, и вы не имеете права нести сюда грязь с улицы. Грубость здесь непозволительна, – говорит Ольга Владимировна детям.
Как-то зашёл разговор о частушках и надо было спеть что-то «выдающееся». Народ замялся. Скабрёзную частушку петь не решались. Она считается народной, но в школе – нельзя! Ребята знают, что существуют рамки. И надо себя держать.
А если ученик не может рассмотреть хорошее? Тогда надо его этому учить. Как родители воспитывают детей в большой семье, так и Ольга Владимировна Авдей всё нравственное воспитание сводит к доброму примеру. Однажды она увидела, как предательски закрывались глаза у мальчишки, сидящего за первой партой. Ольга Владимировна пожалела: «А ты положи руки на парту и поспи немножко». После уроков мальчик признался: «Папа пришёл пьяный и всю ночь не давал нам спать...»
Или другой момент. Первое время дети пытались навязать тему для разговора: «А Вы знаете, вчера на улице была драка...» И слышали в ответ: «Мы не будем это обсуждать. Лучше расскажите, какой интересный фильм вы посмотрели или, может быть, прочитали новую книгу? Поговорим с удовольствием и даже часть урока этому посвятим».

Человек, ведь ты же счастлив!
– Учитель в селе – фигура заметная. Все взгляды на него устремлены. Надо соответствовать?
– И дети, и взрослые должны понимать, что учитель – такой же человек, как и они. Он живой. Я с ребятами и пою, и танцую. Могу заплакать при них. И дети будут меня всем миром жалеть. У учителя могут быть недостатки. Ученики видят, какая я дома (они часто приходят к нам). Они не должны думать, что учитель сделан из другого теста. Он такой же, но он что-то такое вам несёт, что вы к нему должны относиться по-другому.
Она не готовит к будущей жизни, а учит ценить день сегодняшний. Объясняет ребятам: «В жизни разное случается. Без испытаний, которые посылаются нам, человек вряд ли бы понял, что он на самом-то деле счастлив. Спросите слепого о его мечте. Он скажет: «Хочу увидеть, какого цвета мир вокруг меня». У вас же есть всё для счастья жизни. Теперь стройте это счастье сами». Беседует с детьми о духовном становлении, об умении обрести себя. И именно в этом видит успешность человека.
– Возможно, звучит банально, но это на самом деле так – я люблю детей, – говорит Ольга Владимировна. – 13-й год работаю в Нижнетроицкой школе. Иногда называют семейным учителем. Например, бывшие мои ученики – Артём и Рома Дмитриевы. Один окончил нефтяной колледж, потом и второй. Бегали ко мне сестрички Поповы – старшая поступила в БГУ, младшая учится в восьмом классе. И много-много других...

Многодетная мама
– Рядом с нами в детстве жила семья Мериновых. Вечно у них была куча-мала, шум, веселье... Мы с братишкой грелись у огня этой большой и дружной семьи. Помню, ездили на Шумиловский кордон на лошадях, чтобы помочь взрослым собрать сено. Спали без задних ног на большущем сеновале... Наверное, поэтому и хотелось иметь такую же большую семью.
Мечта исполнилась. У нас с мужем сын и три дочки. Последнюю дочь Бог дал, когда мне было уже 42 года. Как можно было отказаться? Зато теперь радость – она уже студентка третьего курса педколледжа.
Целый день в школе. Но дома для своих пекла пироги и что-то шила-вязала для детей. Мне кажется, что они не скажут обо мне плохо и не бросят меня в трудную минуту. Теперь четверо внуков обступают со всех сторон. «Бабушка, будешь блины печь?» – «Конечно, буду».
Как-то пошла проведать ученика. А там было так худо, что душа заболела. Бегом домой – за пирогами. И обратно – к тому мальчишке, чтобы и в том, холодном доме, стало немножко теплее.
Если трудно, повторяет, как молитву: «И на нашей улице будет праздник». Говорит, если бы жизнь была бесконечной, отправилась путешествовать, сплавилась по реке. Походила по горам. И... поступила учиться в какой-нибудь геолого-разведочный техникум. Нет, не взамен своей профессии. Это святое. А на пенсии.
Если кого-то обижают, не проходит мимо. Не может. Однажды били парня под её забором. Человек шесть. Рванулась к ним. Говорила что-то отчаянно. И, пока не отбила человека, не ушла. А потом проводила до дома.
Это она сейчас смеётся:
– Что вы... Я вовсе не храбрая! Я, например, зубной боли боюсь...


Материал взят с сайта http://www.tuvest.ru/

Просмотров: 495 | Добавил: Xavier | Рейтинг: 5.0/1